Школа, тревога и подростки, что может быть общего?
Школа, тревога и подростки, что может быть общего?
Стресс и нагрузки, с которыми сталкиваются подростки в школе, не могут благополучно сказаться на их самочувствии и психологическом состоянии. Одним из следствий этих трудностей является повышенная тревожность. В представленном материале мы рассмотрим причины этого явления и предложим практические рекомендации по преодолению школьной тревожности.
Подростковый период представляет собой один из самых сложных этапов в жизни человека. Именно в этот период проявляется необходимость в самопонимании, развитии самосознания и умении рефлексировать, происходит процесс полового созревания и самоопределения. На эмоциональном уровне у подростков происходят резкие смены настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность и разнообразие сильных эмоциональных переживаний. Эти изменения могут привести к возникновению тревожных состояний. У подростков тревожность является вполне естественным явлением. Все вокруг, начиная от школьной обстановки и дружеских отношений до первых чувств и спортивных соревнований, способны вызывать тревожность. Однако если тревоги становится излишне много, а школьник или его родители игнорируют ежедневные сигналы, то это может привести к бессоннице, головным болям, нервным срывам и другим неприятным состояниям. Причины тревоги могут быть разнообразными, но, безусловно, одной из основных является постоянный стресс и сложные неожиданные ситуации.
Общие сведения о тревоге Тревога — это психическое состояние внутреннего беспокойства, направленное на прогнозирование опасности в будущем. Является естественной реакцией на стресс или опасность, но когда она становится чрезмерной и необоснованной, то может оказать серьезное влияние на наше благополучие и повседневную жизнь. Важно знать различия между тревогой и тревожностью. Если тревога представляет собой временные проявления беспокойства и волнения у ребенка, то тревожность характеризует устойчивое состояние.
Для чего нам нужна тревога? Это переживание приносит пользу, так как его целью является увеличение чувствительности, осторожности и внимательности человека в условиях опасности. Однако иногда это чувство прилипает к нам, подобно тени: когда все хорошо, но наше внутреннее состояние неспокойно, и мы испытываем дискомфорт. Из-за постоянного напряжения психика страдает. В таких случаях тревожность, перестав быть полезной и функциональной, превращается в патологическое состояние, которое нас дезориентирует. Школьная тревожность Школьная тревожность представляет собой специфическую форму беспокойства, связанную с испытанием негативного опыта в учебной среде. Она проявляется в чувстве напряжения, повышенной тревожности во время занятий, в атмосфере класса, в ожидании негативного отношения со стороны учителей и одноклассников. Подросток, находясь в школе, часто ощущает свою неполноценность, неуверенность в принятых решениях и своем поведении.
Для учащихся важно:
иметь успехи в учёбе;
быть включёнными в жизнь класса;
иметь позитивные коммуникации с одноклассниками;
иметь хорошие, бесконфликтные отношения с учителями.
При недостатке в любой из вышеупомянутых сфер у школьника могут возникнуть тревожные состояния. Когда эти ситуации накапливаются, ситуативная тревога может превратиться в устойчивую черту личности. У таких детей часто преобладают пессимистические установки: ожидание неудач, неприятностей и уменьшение активности. Школьники могут начать действовать по принципу "ничего не делай, ничего не будет”, что замедляет искажает их развитие и искажает самовосприятие. В период подросткового возраста тревожность по отношению к школе может стать стойкой чертой личности. Подростковый кризис только усугубляет ситуацию, способствуя увеличению школьной тревожности.
Кроме того, у тревожного подростка ослабляется иммунитет, что приводит к частым заболеваниям. Также могут наблюдаться отказы посещать школу, выполнять домашние задания, контактировать с учителями и прочее.
Симптомы школьной тревожности Они могут проявляться в 3-х формах: физических, эмоциональных и поведенческих. Физические проявления могут включать следующие:
боли в животе;
головные боли;
головокружение;
учащенное сердцебиение;
затрудненное дыхание;
повышенную потливость.
Эмоциональные признаки могут выражаться в: -чувстве тревоги; -избыточной пугливости; -раздражительности; -унынии. Поведенческие проявления могут включать в себя следующее: -отказ от посещения школы и учебных занятий; -плохая успеваемость; -сильное волнение во время ответов на уроках; -стремление быть рядом со сверстниками во время перерывов, но не инициировать близких отношений, а -просто находиться в их окружении; -частые прогулы; -истерические реакции на необходимость посещения школы; -приступы плача; -симуляцию болезни с целью остаться дома.
Как могут помочь родители? Родительская поддержка невероятно важна детям, страдающим от школьной тревожности. Эта поддержка может проявляться через: -Открытые разговоры с ребенком о его беспокойствах и страхах; -Создания уюта и поддерживающей атмосферы в доме (в этом месте заложен огромный ресурс для школьников); -Общие правила в семье, без противоречий между родителями; -Проявление интереса к школьной жизни ребенка и его личности; -Помощь в развитии здоровых стратегий преодоления тревоги; -Демонстрация положительного образца поведения; -Доверие к ребенку, открытость и принятие его таким, какой он есть; -Находить положительные стороны в любой ситуации; -Заранее готовить ребенка к планируемым изменениям в семье.
Родители должны избегать чрезмерной реакции на тревожность ребенка, поскольку это тоже может усилить ее проявление. Это означает избегать споров, попыток подкупа ребенка для посещения школы или применения угроз. Если тревога и страхи ребёнка сильно влияют на его поведение, то важно обратиться за помощью к психологу. Также полезно учить своего ребёнка простым упражнениям для снятия напряжения в состоянии тревоги.
Коррекция школьной тревожности с психологом Помощь школьникам, страдающим от тревожности, оказывают в трех основных областях: в первую очередь, в работе над повышением их самооценки; во-вторых, в обучении эффективным методам снятия мышечного и эмоционального напряжения; и в-третьих, в развитии навыков самоконтроля в ситуациях, которые могут оказаться для ребенка травматичными.
Помимо указанных направлений коррекции, выделим еще несколько форм психологической коррекции: Индивидуальная форма, которая включает работу с ребенком на индивидуальной основе, без участия посторонних лиц. Групповая форма, основанная на использовании динамики группы и взаимоотношений между ее участниками. Эта форма является более эффективной для решения проблем, связанных с социальным взаимодействием. Смешанная форма, объединяющая преимущества как индивидуальной, так и групповой коррекции. Она позволяет применять комплексный подход к решению проблемы.
Этапы коррекционной работы: Принятие тревоги. Признание наличия у себя тревоги как защитной функции психики. Проживание тревоги. Исследование своего тревожного состояния и триггеров, которые его запускают. Усиление тревоги, страха. С целью научиться управлять тревогой, регулируя свое состояние. Безразличие. Этап осознания тревоги как своего состояния, а не части собственного Я. Дружба со страхом, тревогой. Ассимиляция собственного опыта
Вывод
Школьная тревожность может возникать у учащихся по разным причинам. Некоторые дети могут чувствовать беспокойство из-за предстоящих контрольных работ или экзаменов, в то время как других могут тревожить социальные взаимодействия или перспективы после окончания школы. Симптомы школьной тревожности могут проявляться разнообразно, включая учащенное сердцебиение, потливость или затрудненное дыхание. Дети также могут отказываться идти в школу или часто испытывать истерики. Коррекция школьной тревожности может включать психологическую адаптацию к школьной обстановке, поддержку со стороны семьи и консультации с психологом. Важно обратиться за помощью, когда беспокойство ребенка становится значительным и мешает ему существовать. Без своевременного вмешательства школьная тревожность может стать более сложной в коррекции, а также иметь неприятные последствия в будущем.
Автор статьи: психолог центра семейной психологии Генезис Елена Миненок